"1) Steunoz kurbanı / steunozluk kurbanı – «венчальный курбан», кровавое или бескровное жертвоприношение животного (или домашней птицы), совершавшееся ежегодно в день какого-либо Святого, выбранного супругами (обычно при венчании
в церкви) в качестве покровителя семьи. Нередко «патрона» выбирали по имени мужа. Таким образом, венчальный (или семейный) курбан нередко совпадал с именным (в честь ангела-хранителя). «На такой курбан колют барана и созывают
родственников. Собравшиеся гости едят, пьют, поют и танцуют» (Мошков 1901, № 2: 17). Непременным условием для большинства разновидностей курбана являлось соблюдение следующего требования: всю приготовленную еду нужно было раздать и съесть в тот же день и обязательно до заката солнца.
2) Allahlık* / «Аллахлык» (посвященный Богу / предназначенный для Бога) – особый вид курбана, совершавшийся, как правило, хозяевами крупных стад овец в День Св. Димитрия / Касым с целью «обеспечить» здоровье скота и способствовать увеличению приплода. В связи с названием данного курбана следует уточнить, что гагаузы – православные христиане. Вместе с тем для обозначения Бога они используют термин Allah. Эта лексема и производные от нее употребляются в
повседневной жизни, в молитвах, в фольклоре и обозначают исключительно христианского Бога и христианские понятия: Allahın ooluu (Сын Божий – Иисус Христос), Allahın soluu (Дух Божий) и др. С учетом этого при переводе данного вида
курбана мы дали его смысловое значение.
3) Kurban ayvannarın saalık için / «курбан за здоровье скота» – совершали в случае падежа домашних животных. Поэтому он мог быть одноразовым или ежегодным, в зависимости от данного хозяином обещания. Гагаузы Болгарии
отдельно не выделяли такого курбана, но подобное жертвоприношение могло совершаться хозяином большого стада овец под названием «обещанный курбан» или
просто «курбан».
4) Petro kurbanı / «Петровский курбан» совершали в День Св. Св. Петра и Павла (29 июня / 12 июля), который в народе назывался по имени первого святого (Petro günü). В прошлом в этот день резали петушка из нового вывода. Целью обрядового
заклания петуха в этот день (Petro pilici – «Петровский цыпленок») было заручиться на период жатвы поддержкой умерших родственников. В более ранние времена эта
жертва, вероятно, предназначалась для духов плодородия. Очевидна связь жертвоприношения петуха, символа плодородия, с началом уборки урожая.
5) В День Николая-зимнего курбан приготовляли из рыбы, так как праздник приходился на Рождественский пост. Данный вид семейного курбана распространен у гагаузов Болгарии. У гагаузов Молдовы он не относится к широко распространенным; в этот день в некоторых семьях готовили блюда из рыбы, например, холодец из рыбы – balık paçası.
6) Ev kurbanı / «курбан дома», ev vaatizlik için kurban / «курбан по случаю крещения дома» (ПМА, Украина, с. Дмитровка) – кровавое жертвоприношение животного, совершавшееся от имени всей семьи. Составной его частью было освещение священником новопостроенного дома, после чего устраивали обрядовую трапезу и веселье. На праздник приглашали довольно значительное число гостей (родственников и соседей). У «бессарабских гагаузов» из мяса жертвенного
животного приготовляли «курбан с булгуром» и так называемую «коливу» (сердце и печень животного разрезали на кусочки, варили и выкладывали в отдельную
тарелку). Каждый гость, приходящий на торжество, вначале угощался данным блюдом. По-видимому, в народных представлениях, эти органы являются местом
средоточия жизненных сил. Многие информаторы гагаузских сел Болгарии отмечали, что по такому случаю приготовляли «варенный» курбан...
11) Курбан для прощения грехов – совершается старым, безнадежно больным человеком в случае долгой и мучительной смерти с целью, чтобы Бог отпустил
грехи, забрал его душу и тем самым избавил от тяжелых мук. Сведения об этом виде курбана зафиксированы нами только у одного информатора (ПМА, Украина. с. Дмитровка, Мокан И. Г.). В данном случае жертва является бескровной, то есть
ягненок, баран или петух жертвуются живыми, что по форме представляет собой «курбан милости»...
13) Klisänın kurbanı / «курбан церкви» – общесельский праздник, который отмечали в честь Святого-покровителя церкви. Составной его частью являлись молебен (в котором принимало участие все общество), освящение предназначенного для жертвоприношения скота, приготовление обрядового блюда, коллективная
трапеза, танцы, веселье. Общественную трапезу устраивали в церковной ограде после молебна и крестного хода. По окончании застолья праздник перемещался на
площадь возле церкви. Масштабы жертвоприношений на общесельских праздниках поражают. Как видно из приведенных В. А. Мошковым сведений, «при освящении
новой церкви в с. Бешалма, построенной 10 или 15 лет тому назад (то есть, примерно в 80-е годы XIX в. – Е.К.), торжество было общее для всего села, а потому было
заколото до 30 быков и до 300 баранов. Угощение в то время было в каждом доме, и каждый, свой или чужой, мог зайти на угощение в любой дом во всем селе. Что касается водки, то ушаты ее стояли на улицах и каждый мог прийти и выпить,
сколько ему угодно» (Мошков 1901, № 2: 17).
14) Курбан на праздник Хедерлез / Едерлез (День Св. Георгия). Данный вид курбана относится одновременно к общесельским и к семейным. В связи с тем, что он имеет более богатую обрядность по сравнению с другими общесельскими
курбанами, мы выделили его в качестве отдельной разновидности. Для жертвоприношения, совершавшегося в этот день, не использовали специального
названия, но в начале ХХ в. его ежегодно делали в каждом доме, независимо от материального благосостояния семьи. В народном календаре праздник Хедерлез считался началом летнего скотоводческого сезона, с наступлением которого
начинали отгон скота на летние пастбища. Соответственно, жертвоприношение призвано было способствовать размножению скота в предстоящем сезоне и «обеспечить» благосостояние семьи в новом хозяйственном году.
В День Св. Георгия в жертву приносили самого лучшего ягненка мужского пола из нового приплода (обычно родившегося первым); до этого дня запрещалось употреблять их в пищу. Тщательно смотрели, чтобы у него не было никаких
физических недостатков. Перед закланием животное освящали (кадили ладаном, окропляли жертву освященной в церкви водой, читали над ней специальную молитву – kurban duası или «Отче наш»), перекрещивали и резали. Данные обрядовые
действия, совершавшиеся старшим в доме мужчиной в присутствии всех членов семьи, свидетельствуют о родовом характере жертвоприношения....
16) Курбан на Пасху. Сведения о совершении фракийскими гагаузами курбана на второй день Пасхи приведены болгарским исследователем Н. Робевым (Робев 1988: 40). В настоящее время курбан на этот праздник у гагаузов Молдовы не зафиксирован. По сообщению многих информаторов, на Пасху готовят различные блюда из баранины, но при этом их не называют курбаном. В настоящее же время накануне Пасхи многие хозяева забивают свинью, из мяса которой приготовляют праздничные блюда. Упоминание о том, что составной частью пасхальной трапезы у бессарабских
гагаузов являлось блюдо из мяса ягненка, имеется и в работе В. А. Мошкова. Из приведенного им высказывания можно предположить, что заклание в прошлом имело ритуальный характер: в первый день Пасхи резали лучшего ягненка, которого ели за обедом (Мошков 1902. № 3: 41).
Корни обычая заклания на Пасху ягненка, очевидно, нужно искать в Ветхом Завете, в котором говорится: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: ...> пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. ...> Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (нисана – Е.К.): тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером. ...> Пусть съедят мясо его в сию самую
ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. ...> И созвал Моисей всех старейшин Израилевых, и сказал им: выберете и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху» (Библия. Исход, 12: 1,
3, 6, 8, 21).
Жертвенный характер совершавшегося на Пасху жертвоприношения у «бессарабских гагаузов» в настоящее время практически не проявляется, по сравнению с другими общесельскими праздниками. Это объясняется, по-видимому,
влиянием евангельского учения...
17) Курбан в случае длительной засухи, при совершении обряда вызывания дождя – Германчу. Сведения о принесении в подобных случаях в жертву животного (ягненка, барана) в первой половине ХХ подтверждаются полевыми материалами по с. Виноградовка. Собранные при обряде Пипируда продукты продавали и на вырученные деньги покупали ягненка. После похорон глиняной «куклы» (Германчу), участницы обряда устраивали поминальную трапезу, для которой приготовляли
блюда из мяса жертвенного животного (ПМА, Молдова: г. Вулканешты. Великсар А. И., уроженка с. Виноградовка). Более ранние сведения по первой половине XIX века о данном виде жертвоприношения и его связи с обрядом Германчу обнаружены нами в журнале Кишиневские епархиальные ведомости по колонии Комрат (Деятельность
архиепископа Иринарха… 1911: 1148–1150). Тот факт, что жертвенное животное покупали на деньги, собранные у всего общества (или у его части), в определенной степени можно рассматривать как одну из разновидностей общесельского курбана....
Выбор жертвы для заклания определялся содержанием праздника: на Хедерлез / День Св. Георгия – ягненка из вновь родившихся (начало скотоводческого сезона);
на Пасху – ягненка (позднее и барана); на Касым / День Св. Дмитрия – барана (конец скотоводческого сезона); на общесельские, межсельские праздники – быков и баранов. В семейных или индивидуальных жертвоприношениях при выборе вида жертвы учитывалось социальное положение индивидуума. В семьях с малым достатком для жертвоприношения использовали петуха или селезня. В курбане «Аллахлык», который совершали состоятельные хозяева, в жертву приносили 7-летнего быка (позднее 5-летнего) или трехлетнего кастрированного барана.
Некоторые курбаны, приуроченные к конкретным календарным датам – День Св. Евтимия / «День петуха» (Horoz günü), День Свв. Петра и Павла (Petro günü), связаны с закланием только домашней птицы...
Кроме указанных животных и птицы, у обеих групп гагаузов для
жертвоприношения использовали и рыбу, что связано, по-видимому, с влиянием христианской религии на народный обряд. У гагаузов Молдовы, если «курбан церкви» приходится на среду или пятницу, то приготовляют рыбный курбан (balık
kurbanı). В связи со значением этих дней в христианстве (схватили и распяли Иисуса) многие информаторы высказывали мысль о том, что необходимо соблюдать принятое Церковью ограничение, которое заключалось в запрете употреблять в пищу мясо. Однако при совершении «венчального» или «именного курбана» данный запрет не всегда соблюдали. По результатам нашего опроса, многие информаторы
гагаузских сел Молдовы не считают жертвоприношение из рыбы «настоящим» курбаном. По этой причине, если курбан совпадал со средой или пятницей, то животное приносили в жертву накануне этого дня или непосредственно в день
Святого (ПМА, Украина: с. Котловина. Чернева З. И.), так как, согласно народным воззрениям, необходимо было пролить кровь жертвенного животного.
Рыбный курбан обязательно связывался гагаузами Болгарии с днем Николая зимнего. Аналогичное жертвоприношение совершали на «обещанный» курбан, если он совпадал с праздником, приходящимся на время поста (например, на
Благовещение). У последних употребление рыбы в праздник Благовещения имело значение жертвы. Народная поговорка гласит: Olmasa da balık – kimiini yalayasın, ama dadasın balık / «Даже если у тебя нет рыбы, ты должен хотя бы облизнуть рыбью кость, но обязательно попробовать» (ПМА, Болгария: с. Болгарево. Штерева Х. А.).
Это проявляется и в названии праздника – Balıklamaa Panayası («Рыбная Богородица» – с. Генерал Кантарджиево)...
Перед закланием ягненку мыли копыта и рога. К одному рожку прикрепляли восковую свечу и зажигали ее. Животное кормили травой (зимой – хлебом) и солью; иногда завернутую в тряпочку соль привязывали к другому рожку. Все
использующиеся при жертвоприношении предметы и продукты святили в церкви за 1-2 дня до праздника. Голову животного поворачивали на восток и над ним совершали обрядовые действия. Старший в семье мужчина кадил ладаном из ручной кадильницы, окроплял жертву освященной в церкви водой, читал над ней специальную «жертвенную молитву» – kurban duası (молитва, которую священник читает в церкви на Пасху, но в большинстве случаев – «Отче наш»), перекрещивал и резал. При чтении молитвы все члены семьи должны были держаться за жертву. В гагаузско-русско-молдавском словаре для обозначения жертвенного ягненка приведен специальный термин – «вакла кузу» (ГРМС, 1973: 103)
На общесельских праздниках совершали общий молебен, в котором принимало участие все село. Затем священники освящали жертвенных животных и обрядовую трапезу. При курбане церкви заклание происходило непосредственно внутри церковной ограды или рядом в соседнем доме на специально отведенном для этого месте. На общесельских курбанах, проходивших у источников или колодцев,
молебен и жертвоприношение происходило непосредственно там же...
Немало случаев, когда традиция социальной поддержки и солидарности брала верх. Информатор с. Баурчи рассказал нам следующий случай, произошедший в их селе, когда он был молодым. «Один из хозяев, сделавший курбан из быка, отказался подарить шкуру животного местному священнику, несмотря на его настойчивое требование. Оказывается, у последнего была собственная мельница, и шкура нужна
была ему для изготовления специальных ремней. Расценив данный отказ как непочтительное отношение к себе, священник отказался венчать «виновника» в церкви, когда тот пришел к нему с такой просьбой» (ПМА, Молдова: с. Баурчи.
Курдогло Х. И.). Аналогичного рода историю рассказали в с. Авдарма: «По просьбе хозяина священник освятил быка для жертвоприношения. Но после того как последний не подарил ему шкуру животного, батюшка отказался освятить обрядовую трапезу. Хозяин же продал шкуру быка, а на вырученные деньги купил телочку (которую подарил бедняку) и большое количество свечей, пожертвованных им церкви» (ПМА, Молдова: с. Авдарма. Гюмюшлю М. Г.)....
Обряд жертвоприношения животных был широко известен многим народам в период язычества. Он продолжал сохраняться и после приятия ими христианства. Например, коллективные трапезы в День Св. Николая («микольщина») были распространены у восточных славян и сопровождались принесением в жертву быка (Зеленин 1991: 382–283)...
Обряд с аналогичным названием и содержанием известен многим народам мира в различные исторические эпохи: древним евреям (korban), ассирийцам (kurbanu), арамеям, арабам, туркам, албанцам (kurban), эллинистическому населению Малой Азии и Восточного Средиземноморья (κορβαν, κορβανας), сербам, македонцам, болгарам, гагаузам
(курбан, korban), чувашам (харпан), удмуртам (курбон). «Во многих деталях этот обряд у армян (мадах) совпадает с болгарским и гагаузским вариантом» (Дыханов 1999: 284; Салмин 1990: 43; Квилинкова 1997: 15; Малай 1875: 834)...
Особый интерес представляет другое обрядовое блюдо, зафиксированное у этой же группы гагаузов. Печень и сердце жертвенного животного разрезали на мелкие кусочки, варили в подсоленной воде и выкладывали на отдельную тарелку (с.
Авдарма, с. Конгаз, с. Дмитровка). Перед началом обрядовой трапезы все гости, приходящие в дом, обязательно должны были попробовать от этого блюда и только потом сесть за общий стол. Таким образом, оно выполняло своего рода функцию кутьи, что видно также из названий, которые использовали для его обозначения – «koliva» (‘кутья’), «nicä koliva» (досл. «наподобие коливы»). Поедание данного блюда являлось, по-видимому, способом приобщения умерших к празднику (их кормлением) и символизировало связь умерших с живыми. Такое блюдо готовили при различных видах курбана, за исключением жертвоприношения, совершавшегося
при исполнении ребенку одного года, и «курбана за здоровье животных»...
В связи с приготовлением обрядового блюда приведем сведения, опубликованные в журнале Кишиневские епархиальные ведомости священником с. Твардица. Из них видно, что способ приготовления курбана у жителей этого села,
болгар по этнической принадлежности, и у гагаузов с. Чок-Мейдан совпадают в де